Приветствуем!

Всех кто интересуется джазовой жизнью Узбекистана и надеемся, что проект Jazz.uz станет для вас надежным путеводителем по джазовой сцене в нашей стране, событиям, группам и исполнителям. Услышать наших музыкантов Вы можете здесь. Узнать о концертах здесь.
 

Девятый фестиваль «Джаз_Бишкек_Весна»: от этно-джаза к полному спектру импровизационной музыки

11, 17, 18 и 19 апреля в Бишкеке (Кыргызстан) прошли концерты IX международного фестиваля «Джаз_Бишкек_Весна». По-кыргызски название фестиваля звучит даже более впечатляюще: «весна» на кыргызском языке — «жаз», поэтому название фестиваля на национальном языке рифмуется само с собой.

Организаторам пришлось разбить программу фестиваля на два уикенда из-за несовпадения гастрольных графиков ряда участников. В результате в первый день фестивальной программы, 11 апреля, играли бишкекские коллективы — группы «Айо», «Аура», «Солёные орешки» и Трио Викрама Рузахунова — и два ансамбля из Европы: ансамбль Хуго Зигмета Passacaglia из Германии и австрийский Квартет Марии Саломон.

Основные события фестиваля произошли 17, 18 и 19 апреля. Как таковой концертной программы 17 апреля не было, но в этот вечер состоялся фестивальный джем, а в дневное время — уже в пятый раз в фестивальной истории — семинар «Этно-джаз Центральной Азии», в котором приняли участие музыканты и продюсеры из центральноазиатских стран, традиционно участвующих в фестивале (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), ведущий фестиваля — московский джазовый журналист Кирилл Мошков, а также гость фестиваля — музыкальный руководитель специального фестивального проекта «Центральноазиатская этно-джазовая лаборатория», работающий в Ташкенте американский дирижёр и барабанщик Вимбайи Казибони.



Словосочетание «этно-джаз» было выбрано стилистическим ориентиром фестиваля в самом начале, в 2009 году, когда память об актуальности этно-джаза 1990-х годов была ещё жива; оказалось, что этот термин как нельзя лучше описывает стилевое наполнение опытов новых поколений музыкантов центральноазиатских стран, стремящихся сочетать в своей музыке язык джазовой импровизации и родовые признаки собственных музыкальных культур. Однако в ходе дискуссии на семинаре в Бишкеке в этом году ряд музыкантов высказывали сомнения в оправданности продолжения использования этого термина, который, как ни крути, ограничивает поиск музыкантов, заключая направления этого поиска в довольно жёсткие рамки. А тем временем практика этих музыкантов, логика их творческого развития, следующего за развитием импровизационного искусства во всём мире, противоречит этим рамкам, не вмещается в них.

Из узбекской столицы, Ташкента, приехал совсем новый коллектив. Правда, часть его музыкантов мы видели в прошлом году в составе ташкентской фьюжн-группы «Каганат»; но их новый проект, Meatology, идёт гораздо дальше, чем соединение джазовой стилистики и традиций узбекской музыки. Новый участник проекта, вибрафонист Алибек Кабдурахманов, истово исповедует современную полиидиоматическую импровизацию, включающую элементы и джаза, и авангардной композиторской музыки рубежа XX-XXI веков. Он явно разделяет стилистические пристрастия работающего в сезоне 2013-2014 гг. в Ташкенте американского дирижёра Вимбайи Казибони, с которым играет в составе ташкентского ансамбля современной академической музыки «Омнибус». Кстати, Казибони участвует и в Meatology — в качестве барабанщика, и демонстрирует при этом достаточно сильную и достаточно свободную игру (впрочем, не близкую к джазовой идиоме). Американского барабанщика хорошо уравновешивает сильный электробасист Андрей Просвирнов; его мы видели раньше в «Каганате», как и двух основных джазовых солистов Meatology — сопрано-саксофониста Саидмурата Муратова и пианиста Санжара Нафикова.



Саидмурат Муратов, Санжар Нафиков, Алибек Кабдурахманов

И вот тут нужно воздать должное этим двум музыкантам — кстати, достаточно молодым: Саидмурату — 31 год, Санжару — и вовсе 23. Оба они — выпускники Государственной консерватории Узбекистана, саксофонист работает в Государственном джаз-оркестре им. Батыра Закирова, пианист — в театре «Ильхом». У них есть ещё один совместный проект, Jazzirama, где они вплотную исследуют возможности соединения узбекской музыкальной традиции и джаза; в Meatology же, под влиянием Кабдурахманова и Казибони, они забираются и вовсе в заоблачные дали — на границы рок-импров и фри-джаза, создавая то очень разрежённые и абстрактные, то, наоборот, тембрально плотные и динамически насыщенные импровизационные фактуры. То, что показал на фестивале проектMeatology, стоит на самых передовых рубежах современного джаза: это не стыдно было бы сыграть на любом европейском фестивале.

Карим МАКСУТОВ
(по материалам jazz.ru)

Афиша

Из последнего

Джаз-клуб в Узбекистане имени Сергея Гилева
Developed by: Khmelnoff Group & Brand.uz