[2017-11-21 01:56:16] Undefined(8192): mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in /opt/www/vhosts/startupfactory.uz/jazz.uz/includes/mysql.php on line 27
IV джаз-фестиваль, посвященный Международному дню джаза / Джаз клуб Узбекистана, организация концертов, история джаза в Ташкенте, джейм сейшн, джазовые музыканты в Ташкенте

Приветствуем!

Всех кто интересуется джазовой жизнью Узбекистана и надеемся, что проект Jazz.uz станет для вас надежным путеводителем по джазовой сцене в нашей стране, событиям, группам и исполнителям. Услышать наших музыкантов Вы можете здесь. Узнать о концертах здесь.
 

IV джаз-фестиваль, посвященный Международному дню джаза

В ноябре 2011 года по представлению ЮНЕСКО на заседании Генеральной ассамблеи ООН джаз был признан мировой музыкой и принято решение 30 апреля ежегодно отмечать Международный день джаза. Первого мая в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее имени В. Успенского состоялся IV джаз-фестиваль, посвящённый объявленному ЮНЕСКО и ООН Международному дню джаза.

Ведущий концерта Арсен Длянчев пригласил на сцену Президента Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва Владимира Ашотовича Сафарова, директора РСМАЛ им. В. Успенского Дильдору Абдувахабовну ДЖАМАЛОВУ, представителя спонсора - Ташкентского кабельного завода - Шахноз Тахировну ОРАЗБЕРДЫЕВУ.

Владимир Сафаров коротко рассказал об истории развития джаза в Узбекистане и, в частности, сказал:

«Мы очень рады, что мир наконец-то признал джаз. Ветераны джаза помнят времена, когда джаз запрещали, студента консерватории могли исключить из учебного заведения, узнав, что он играет джазовую музыку. Сейчас - прекрасные времена. Весь апрель в Ташкенте звучит джаз, любители джаза встречались на концертах и мастер-классах с музыкантами квартета Ари Роланда из США, французским пианистом Пьером де Бетменном, 6-7 мая в гости к ташкентцам приезжает джаз-трио из Латвии.
В 2012 году Ташкентский джаз-клуб в большом зале Республиканской консерватории Узбекистана провел первый фестиваль, посвященный Международному Дню джаза. Наша цель - не только приглашать музыкальные коллективы Узбекистана, которые пропагандируют джаз, но и представить палитру разнообразных стилей и направлений - от «рэг-тайма» до «джаз-рока». Сейчас мы проводим IV фестиваль, посвященный Международному Дню джаза. С чем вас и поздравляем!».



Директор лицея им. Успенского Дильдора Джамалова сказала, что в лицее Успенского всегда проводились концерты джазовой музыки, много воспитанников нашего учебного заведения с успехом выступают на площадках многих стран мира:

«Долгие годы инициатором и организатором джазовых программ в лицее был педагог, основатель студии «Детская дорога к джазу» Василий Васильевич Упоров, который ушел из жизни три года тому назад. Сейчас джазовые программы с детьми в нашем лицее ведет педагог Алина Алибекова. Мы рады принять участие в проведении фестиваля, рады приветствовать любителей джаза в нашем концертном зале».

Представитель спонсора проводимого фестиваля - Ташкентского кабельного завода Шахноз Оразбердыева сказала теплые слова, посвященные джазу и его поклонникам.

Программу открыл детский ансамбль РСМАЛ им. Успенского под руководством педагога Алины Алибековой, который исполнил композиции джазовой классики - «Садитесь в поезд «А» Билли Стрейхорна, известный как своеобразный джазовый гимн, а также тему Дюка Эллингтона «Без свинга нет музыки». Зрители бурно приветствовали молодых джазменов.



Ветеран джаза нашей страны Геворг Севумян (рояль) отметил в нынешнем году полвека с того дня, когда он впервые появился на концертной площадке с исполнением джазовых композиций. На этот раз трио Геворга Севумяна исполнило рэг-таймы пятидесятых годов, обработку песни Матвея Блантера «Под парусом» и в заключение нестареющую тему Джона Шонбергера «Нашептывая».



Джаз-ансамбль Республиканского эстрадно-циркового колледжа «РЭЦК» педагога Виктора Курницкого исполнил четыре композиции популярных джазовых стандартов, в том числе: «Ходим по кругу» Дюка Эллингтона, «Четыре брата», Джимми Джуффри. Блестяще импровизировали руководитель ансамбля Виктор Курницкий на тромбоне, и его ученики Данияр Ризаев на сопрано-саксофоне и Данияр Мамутов на скрипке. Отметим великолепные аранжировки руководителя ансамбля Виктора Курницкого.



Александр Горбенко недавно отметил 60-летие со дня рождения. Юбиляр представил на суд зрителей любимый «Блюз», а также «Посвящение «Битлз». Представители джаз-клуба братья Сафаровы тепло поздравили «Сан-Саныча» с юбилеем, поблагодарили его за вклад в популяризацию джаза в Узбекистане (он много лет организовывает звуковое оформление в джаз-клубе), преподнесли букет цветов и памятный подарок.



Ансамбль «В джазе только дедушки» под руководством саксофониста Булата Мустаева (Улугбек Салихов - рояль, Рамиль Исанбаев - бас-гитара, Зиёдулла Абдуллаев – барабаны) покорил слушателей не только исполнением классических блюзов и баллад, но и своим внешним элегантным видом. Изюминкой в их программе стало выступление победительницы российского телеконкурса «Голос. Дети-2015» Сабины Мустаевой, которая свои первые шаги делала в семилетнем возрасте в Ташкентском джаз-клубе, участвуя во многих его заседаниях и джаз-фестивалях. В сопровождении ансамбля своего деда и музыкального наставника. Сабина исполнила несколько песен на «бис».




Гостем столицы Узбекистана был ансамбль «Шёлковый путь» из Бухары, созданный в 1995 г. Руководитель ансамбля Обид Джумаев (рояль) перед концертом рассказал:
- В древности по Великому шёлковому пути - с Востока на Запад и обратно шли не только караваны с товарами. Это было великое «узнавание» народов, великий культурный обмен. В нашей музыке любители джаза услышат диалог культур - наших национальных мелодий с классикой мирового джаза, наших узбекских инструментов – рубаба, дутара (Алишер Азимов), тайлака, дойры (Тимур Кансиров) – с традиционными - фортепиано, ударными. Наш караван отправляется в путешествие по мелодиям разных стран, как когда-то путешествовал по миру великий поэт Фуркат.



Репертуар «Шёлкового пути» - этно-джаз. Ташкентская публика с интересом приняла программу, в которой прозвучали: «Концерт для клавира с оркестром фа минор» И.С. Баха, «Рондо в турецком стиле» Дейва Брубека, «Рассказ о бахши» – народного певца-сказителя (автор композиции – Хайдаров).



Дебютировал на джазовой сцене с исполнением джазовых стандартов вокалист Николай Коваленко.

Как всегда оригинальным было выступление старейшего в Узбекистане джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» (свой первый концерт братья дали в далеком 1954 году). Ансамбль исполнил композиции мировой джазовой классики: «Нерешительный» Чарли Шеверса, «Я начинаю видеть свет» Дюка Эллингтона и Гарри Джеймса, «Маршрут 66» Бобби Троупа. Прозвучала песня Геннадия Сафарова в авторском исполнении «Джаз для любимой» с импровизацией скетом.



Ансамбль воспитанника лицея Успенского саксофониста Игоря Тена (Санджар Турсунов - рояль, Андрей Просвирнов - бас-гитара, Владислав Немтинов - ударные инструменты) избрал своим автором Николая Моисеенко. Две его композиции «Приграничная песня» и «Нарисуй черным» прозвучали в стиле джаз-рока. Слушатели не всегда четко воспринимают «ладовый джаз», но молодые музыканты часто обращаются к этому стилю, так как он символизирует собой современный джаз.



Блестящим было сольное выступление талантливого саксофониста Данияра Ризаева, воспитанника известного джазового музыканта Александра Бризжунова. Раздумчиво и проникновенно прозвучала великая джазовая классика гения «би-бопа» Теллониуса Монка «Около полуночи». Несомненно, Данияра ждет большое будущее. Для Узбекистана это неудивительно. Наши саксофонисты андижанец Сергей Гурбелошвили, ташкентец Семен Мордухаев ныне признаны мировым джазовым сообществом.



Завершал программу Евгений Аренберг со своим ансамблем «Нуроний», который представил любителям публики специально подготовленную для фестиваля программу, в которой прозвучали: «Журавли» Яна Френкеля – известная песня, посвященная Дню Победы, мини-попурри «Воспоминание», эллегия «Свет луны и звезд», «Утренний жаворонок» Иллиниойса Джакета и «Облака» гениального гитариста Джанго Рейнхгардта. Отметим музыкантов-ветеранов Павла Канцыбко (контрабас) и Александра Багасарьяна (ударные), которые участвовали в нескольких коллективах джаз-фестиваля, четко создавая ритмико-гармоническую основу исполняемых произведений.




По окончании джаз-фестиваля мы коротко побеседовали с руководителем Ташкентского джаз-клуба Владимиром Сафаровым.

Когда вообще был создан Ташкентский джаз-клуб?

Первый джаз-фестиваль в Ташкенте состоялся в 1968 году, тогда же и было создано содружество любителей импровизационной музыки - Ташкентский джаз-клуб. Первым президентом был избран уже тогда известный музыкант и пропагандист джаза Сергей Гилев, я был членом Правления. С тех пор, вот уже почти полвека джаз-клуб существует усилиями энтузиастов. В разные годы он базировался в Ташкентском Доме Знаний, в театре «Ильхом», в здании ОДО. С 2001года Ташкентский джаз-клуб базируется в Ташкентском Доме фотографии, где ежемесячно каждое третье воскресенье проводятся заседания джаз-клуба с концертными программами, встречи с гостями столицы Узбекистана. У нас были проведены творческие встречи с музыкантами-джазменами из Германии, Франции, США, Японии. Мы ежегодно организовываем джаз-фестивали, рекомендуем наши коллективы для участия на фестивалях джаза в других странах.

- Что для вас джаз?

- Среди ветеранов джаза очень много непрофессиональных музыкантов. Выдающиеся саксофонисты, к примеру, Георгий Гаранян был инженером-энергетиком, Алексей Козлов - архитектор. Выступавшие сегодня на фестивале, Геворг Севумян - инженер-экономист, Евгений Аренберг – инженер-проектировщик, да и я сам - инженер-строитель железных дорог. Мы никогда не считали себя выдающимися музыкантами, мы просто любим эту музыку. Для кого-то джаз - это эпизод в жизни, а для нас - это сама жизнь.

-Сейчас джаз привлекает внимание молодых музыкантов, многие имеют консерваторское образование. Насколько я знаю, некоторые относятся свысока к ветеранам джаза, считают, что вы уже устарели.

Знаменитый историк и исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер писал (цитирую по памяти): «У джаза есть будущее. Но, как ни парадоксально, оно, очевидно, кроется в его прошлом. Джазу не мешало бы отдохнуть от экспериментов. Необходимо время, чтобы собрать воедино все достижения, вернуться назад и заново осмыслить прошедшее. А материала для осмысления хватит на всех».

Мы очень снисходительно относимся к молодым, имея в виду, что молодость – это недостаток, который со временем пройдет. Знаете, я где-то прочитал любопытную притчу. Один молодой музыкант, композитор в 20 лет говорил: «Я!», в 30 лет он уже говорил: «Я и Моцарт!», в 40 лет он говорил: «Моцарт и я!», а в 50 лет он сказал: «Моцарт!». Очень поучительная притча.

Мы дружим с молодыми музыкантами, радуемся их успехам, многие с удовольствием выступают у нас в джаз-клубе. У нас вот уже 15 лет проводятся встречи разных поколений, встречи с музыкантами других стран. Я побывал в разных странах, в Германии, например, в каждом городе есть джаз-клуб, гости посещают его, принимают участие в джем-сейшенах.

Когда зарубежные джазовые музыканты приезжают в другой город, они непременно спрашивают: «У вас есть джаз-клуб?» Даже в советские времена ко мне, как к представителю джаз-клуба, обращались с просьбой организовать встречу. К примеру, мы организовали встречу с Давидом Голощекиным в театре «Ильхом» (Марк Вайль был большим поклонником джаза, в восьмидесятые годы джаз-клуб базировался в театре), были и другие встречи. И, конечно, будут новые. Мы, ветераны несказанно рады, что джаз признан всем миром. Будем сообща заниматься популяризацией этой великой музыки.


Константин АГАФОНОВ

Афиша
Джаз-клуб в Узбекистане имени Сергея Гилева
Developed by: Khmelnoff Group & Brand.uz