[2017-10-19 04:43:25] Undefined(8192): mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in /opt/www/vhosts/startupfactory.uz/jazz.uz/includes/mysql.php on line 27
Панорама деятельности Ташкентского Республиканского джаз-клуба (1980-1984) / Джаз клуб Узбекистана, организация концертов, история джаза в Ташкенте, джейм сейшн, джазовые музыканты в Ташкенте

Приветствуем!

Всех кто интересуется джазовой жизнью Узбекистана и надеемся, что проект Jazz.uz станет для вас надежным путеводителем по джазовой сцене в нашей стране, событиям, группам и исполнителям. Услышать наших музыкантов Вы можете здесь. Узнать о концертах здесь.
 

Панорама деятельности Ташкентского Республиканского джаз-клуба (1980-1984)



1980-й год

Январь. Состоялись десять концертов на различных площадках Ташкента с участием дуэта из Москвы: А. Бабий (эл. к-бас) и Г. Филатова (вокал), и трио В. Мисаилова (ф-но), А. Бабий (к-бас) и С. Гилёв (уд.). Программы вёл С. Гилёв. В концертах звучали композиции традиционного джаза и джаз-рока.

Май. Гастроли московского джаз-ансамбля под руководством Н. Левиновского «Аллегро». На прощание был организован активом джаз-клуба ночной джэм-сешн в честь ансамбля «Аллегро». В нём приняли участие, практически, все джазовые музыканты города. Во время джэм-сешна, который проходил в клубе «Ильхом» в малом зале был организован показ джазовых фильмов.
Музыканты ансамбля джаз-рока «Азия» приняли участие в концертных программах джаз-фестиваля «Красноярск-80».

Сентябрь. Дом Знаний. Открыт очередной абонемент по истории джазовой музыки за период 1980-1981-й г.г. Лектор С. Гилёв

Октябрь. Дом Знаний, абонемент, тема: «Творчество Л. Армстронга»

Ноябрь. Дом Знаний, абонемент, тема: «Эра свинга, биг-бэнды Ф. Хендерсона, К. Бэйси, Б. Гудмана, Д. Эллингтона и др».

Декабрь. Дом Знаний, абонемент, тема: «Королевы джаза: певица Беси Смитт, Билли Холидей, Элла Фицджеральд и д.р.».
Записана вторая пластинка ТРДК под названием «Трио В. Мисаилова». Эта пластинка явилась результатом давних дружеских связей пианиста из Москвы В. Мисаилова и ташкентских музыкантов. Л.Б. Переверзев так охарактеризовал программу, записанную на пластинке: «В этой пластинке нет ничего от желания блеснуть внешними эффектами, экзотическим материалом или экстравагантной его трактовкой; не похожа она и на те детально рассчитанные, многократно отрепетированные и технически безупречные, но, увы, какие-то слишком стерильные внутренне безжизненные студийные записи, в которых формальное совершенство покупается ценой отказа от импровизационной непосредственности настоящего джаза. Нас скорее приглашают побыть полчаса в компании джазменов, собравшихся помузицировать для собственного удовольствия в домашней обстановке: кто хочет, может потанцевать, нисколько не мешая этим ни исполнителям, ни тем, кто обступил их кольцом, уселся рядом с ними и, кажется, сам незаметно втягивается в их интимно-непринуждённый разговор.

Втянуться в их музыкальную беседу совсем не трудно: отправным пунктом джазовых импровизаций издавна служили всем известные популярные мелодии. И на этот раз трио берёт для начала непритязательную песенку Полада Бюль-Бюль Оглы, превращая её в искрящуюся танцевальную миниатюру в афро-кубинском стиле, а следующая за ней лирическая тема Е. Мартынова, интерпретируется в размере джаз-вальса, приобретая местами характерный блюзовый колорит.

В. Мисаилов изобретательный музыкант. Его «Владимирская баллада» - очень русская по фактуре и центральная по значению пьеса на первой стороне пластинки, с её контрастом между протяжно-распевной частью и драматическим «колокольным» перезвоном перед финалом, тяготеет к более сложным
композиционным структурам, чем стандартный формат «тема с вариациями». Прислушайтесь в этой и других композициях к работе барабанщика, деликатно и вместе с тем настойчиво «уплотняющего» и «достраивающего» своими ритмо-тембровыми импровизациями прозрачные контуры фортепианной партии, в то время, как бас-гитарист придаёт ей «снизу» интонационно-гармоническую объёмность и пластичность.

Короткая юмореска на привычную с детства тему И.О. Дунаевского с неожиданно проникновенным, совсем не комическим импровизационным подтекстом в духе Эролла Гарнера, завершает первую половину диска, чьё содержание предстаёт нам как бы маленькой джазовой сюитой. На обороте мы тоже обнаруживаем некий слитный принцип: шуточный портрет разбитного фольклорного персонажа по имени «Сомбреро Сэм», явно перекликающийся с начальным номером первой стороны, сменяется тонкой интерпретацией нежно чарующей боса-новы «Девушка из Ипанемы» которую сочинил бразильский певец и гитарист Антонио Карлос Жобим и , наконец, вновь возникающая парафраза уже знакомого нам «Сомбреро Сэма» прямо переходит в классическую тему Чарли Паркера «Время настало», разрабатываемую в индивидуальной «мисаиловско-гилёвской» манере, органично
воспринятой и своеобразно дополненной молодым участником трио М. Роземблюмом».

1981-й год

Январь, 18-е. Дом Знаний, абонемент, тема: «Би-боп новые горизонты джаза. Творчество Ч. Паркера и Д. Гиллеспи».

Февраль 15-е. Дом Знаний, абонемент, тема: «Джазовая панорама 50-х годов. Творчество Модерн-Джаз квартета и Майлс Девиса».

Март, 15-е Дом Знаний, абонемент, тема: ««Новая вещь» и свобода самовыражения. Современный джаз и индивидуальность. Творчество О. Колмена им Дж. Колтрейна».
Участие в фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле квартета ТДК, в составе: С. Шмин (ф-но), С. Мордухаев (с.а., с.т.), В. Алиев (б.гит.), Э. Истахаров (уд.)

Апрель, 19-е. Дом Знаний, абонемент, тема: «Фри-джаз».
Состоялась запись второй пластинки В. Мисаилова. Эта пластинка, вышедшая миньоном, является как бы продолжением первой и тоже имеет некую сюитную форму. На этот раз за основу взяты произведения Д. Эллингтона: «Генерал» «Атласная кукла» и «Си-джем-блюз». Запись была проведена с несколько изменённым составом исполнителей, а именно: все контрабасовые партии записал С. Гилёв, затем, им же, путём наложения в первой и третьей композициях были дописаны партии ударных инструментов. Вторую же пьесу на ударных записал Л. Петросов, который сопровождал запись на конго.

Май, 17-е. Дом Знаний, абонемент, тема: «Джаз и современная музыка. Творчество Дебюсси, Мийо, Стравинского».
При Узбекконцерте впервые в истории музыкального искусства Узбекистана организован профессиональный джазовый ансамбль, получивший название «Камерный ансамбль джазовой музыки» под руководством В. Мисаилова.

Вскоре состоялся цикл концертов нового коллектива в помещении КТМ «Ильхом». И, хотя ансамбль был приглашён в Узбекконцерт на постоянную работу официально, тем не менее трудности возникли с первых же дней его существования. Дело в том, что почему-то оклады были определены по самым низшим категориям, а норма количества концертов была назначена максимальная. При этом к коллективу не был прикреплён администратор, а поэтому свою первую поездку музыкантам пришлось организовывать самим. Но, несмотря на все эти негативные стороны, гастроли в Москве и по «Золотому кольцу»прошли с большим успехом и полностью себя оправдали в материальном отношении. Кроме того, коллектив был записан с джазовой программой на ЦТ для программ «Утренняя почта» и «По вашим письмам». Тем не менее, по возвращении в Ташкент, коллектив был расформирован без объяснения каких-либо причин. Так печально закончилась судьба ещё одного перспективного коллектива, в репертуаре которого были произведения, практически, всех направлений джазовой музыки.

В ансамбле играли: лауреат международных и всесоюзных конкурсов пианист В. Мисаилов, лауреат всевозможных джаз-фестивалей контрабасист С. Гилёв, гитарист П. Климахин, исполнитель рэгтаймов - пианист А. Вашуркин и вокалистка Р. Хафизова, а так же Заслуженный артист УзССР дойрист А.
Камалходжаев. Равнодушие, некомпетентность и негативное отношение к джазу среди чиновников того времени, одним росчерком пера уничтожили большое хорошее дело!

Июнь. 17-е. Дом Знаний, абонемент, последняя тема: «Советский джаз».

Октябрь, 30 сентября- 4 октября. Участие квартета джаз-клуба в концертах Красноярского фестиваля «Джаз над Енисеем-82». Состав: С. Шмин (ф-но), С. Мордухаев (с.т.), В. Алиев (б. гит.), С. Гилёв (уд.).

Ноябрь. Концерт лауреатов Красноярского джаз-фестиваля в КТМ «Ильхом».

Декабрь. Вышла в продажу пластинка-миньон «Мелодии Д. Эллингтона».

С 1982-го по 1986-й годы в Ташкентском джаз-клубе меняется состав правления, при котором мероприятия проводились без планирования и не фиксировались в отчётах. Поэтому сейчас трудно восстановить деятельность актива клуба этих лет, тем более, что доступ в него для большинства музыкантов города был закрыт. Всё же некоторые из них самостоятельно продолжали работу над программами, участвовали в семинарах и концертах, занимаясь популяризацией джазового искусства.


1983-й год

Март. 16-18-е. В сборном ансамбле с пианистом Григорием Файном из Куйбышева, С. Гилёв принимает участие в джазовом фестивале, посвящённому памяти Мустафы-Заде, в Баку.

1984-й год

В этом году издательствами «Советский композитор» и «Радуга» выпущены две книги о джазе. Первая - «Рождение джаза» В. Конен, вторая - популярный исторический очерк «Становление джаза» Д.Л. Коллиера.

Март, 12-14-е. Э. Каландаров, С, Гилёв, А. Якубов приглашены в Фергану для проведения семинара по истории джаза для руководителей эстрадных ансамблей, ВИА и дискотек города. Лекции сопровождались концертами-иллюстрациями по тематике. Затем были прослушаны программы биг-бэнда под
руководством Э. Селиверстова д/к «Нефтяников», ансамбля «Сато» Л. Атабекова и затем, по окончании семинара состоялся джэм-сешн.

Май, Дом Знаний. Прошли «Дни джаза». В концерте приняли участие коллективы из Чимкента, Иркутска, Новосибирска, Красноярска, Риги, Навои, Бухары и Ташкента.
17-20-е. Был проведён фестиваль джазовой музыки «Фергана-84».

Июнь. В концертном зале им. Свердлова прошли концерты джаз-квартета «Фрейзер и друзья». Те, кто пришёл на концерты канадского квартета, стали свидетелями большого искусства с которым их познакомили гости нашей столицы.

В каждом крупном городе страны имеется свой концертный зал, в котором любители музыкального искусства получают возможность, в зависимости от своих вкусов, посещать концерты тех или иных полюбившихся солистов и коллективов. В Ташкенте таким музыкальным центром становится концертный зал им. Свердлова, посетителям которого в течении четырёх десятилетий могли знакомиться с искусством самых разнообразных коллективов как нашей страны, так и из-за рубежа. В стенах зала звучали музыкальные программы оркестров Л. Утёсова, И. Лундстрема, Б. Ренского, И. Вайнштейна и т.д., здесь же на гастролях бывали биг-бэнд Б. Гудмана, Иллинойский джаз-оркестр, бэнд из Японии «Шарп энд флейтц», «Рэгтайм бэнд» Г. Шуллера и т.п. В этом же зале проходил первый фестиваль джаза «Ташкент-68». В последние годы на его сцене выступали «Ленинградский диксиленд», «Арсенал» А. Козлова, «Аллегро» Н. Левиновского, ансамбль Д. Голощёкина из Ленинграда и мн. др. На сей раз предстояло познакомиться с мастерством канадских музыкантов. Как жаль, что этот, замечательный по акустике, зал навсегда утрачен для Ташкента…

В первом мгновении всем присутствующим в зале, привыкшим к «грому с ясного неба» от отечественных и зарубежных ВИА, было не привычно тихое звучание этого ансамбля, но уже после второй, третьей композиции стало ясно, что громче и не надо. Оказалось, что мастерство музыкантов, их манера исполнения имеет свою огромную внутреннюю энергию, не требующую излишних децибел.

Оба отделения концерта были построены на контрастах. Лирические пьесы сменялись энергичными, темповыми, но всё же, общее настроение концерта, благодаря игре саксофониста Фрейзера Макферсона, было лирическим. Макферсон - самый старший из музыкантов квартета. Из шестидесяти пяти лет, сорок он посвятил джазовому исполнительству. В совершенстве владеет всем диапазоном своего инструмента от волнующе-глубокого нижнего регистра, до хрустально-нежных верхних нот. Импровизации Макферсона очень изящны, логичны.

Гитарист Оливер Геннон своим ненавязчивым аккомпанементом создавал насыщенный гармонический фундамент исполняемых пьес, умудряясь при этом аккомпанировать и собственным импровизациям, чем неоднократно приводил в восторг слушателей.

С появлением рок-музыки и джаз-рока акустический контрабас стал повсеместно вытесняться бас-гитарой, но, тем не менее, он остаётся незаменимым в джазе, что и подтвердил третий участник квартета прекрасный контрабасист Стив Уоллес, обладающий безупречной интонацией и великолепным чувством свинга.

Не так часто приходится слышать в живом исполнении классическую школу аккомпанемента на ударных инструментах в джазе. Замечательным примером этой школы явилась игра барабанщика квартета Джейка Ханна. И не удивительно, он приобрёл опыт, работая, в различные периоды своей творческой жизни с такими выдающимися музыкантами, как композитор и пианистка Мариан Макпартланд, Тошики Акиоши, Дюк Эллингтон, Гарри Джеймс, Вудди Герман и мн. др.

В репертуаре квартета Макферсона преобладают пьесы, давно ставшие классикой джаза, композиторов: К. Портера, Дж. Гершвина, Д. Эллингтона, Л. Армстронга и прочих, при этом, на каждом из трёх концертов исполнялась разная программа.

Много можно говорить об этом коллективе и всё равно будет мало, так как невозможно словами передать то музыкальное чудо-действо, которое развёртывалось на сцене перед зрителями и, соответственно, наша ташкентская публика, весьма эрудированная в джазе, подтверждала своими овациями
признательность за огромное эстетическое удовольствие от игры, культуры поведения на сцене и личного обаяния этих замечательных музыкантов.

После концерта мы встретились и Ф. Макферсон любезно согласился ответить на ряд вопросов:

С.Г. Как начинался Ваш творческий путь в джазе?
Ф.М Как почти у всех джазовых музыкантов Канады. Моя музыкальная карьера начиналась в маленьких кафе, в ночных ресторанах, в различных ансамблях, в трм числе и в фольклорных. Но самая основная моя работа это занятия с магнитофоном и грампластинками.

С.Г. Какого ваше мнение о советских любителях джаза?
Ф.М
. До приезда в Ташкент мы побывали в Москве и Тбилиси, где нас принимали очень тепло. Мы повидали много людей, познакомились с прекрасными музыкантами. Это надолго запомнится. Чем боль-ше будет таких встреч, тем лучше.

С.Г. Понравилась ли Вам ташкентская публика, наш город?
Ф.М.
Откровенно, мы не ожидали встретить в вашем городе столько горячих поклонников джаза. Несмотря на жаркие дни, зрительный зал на всех концертах был полон. Приём, оказанный нам публикой доказал, что мы не зря приехали в Ташкент. Ещё нас приятно удивило наличие в вашем городе джаз-клуба, и тот факт, что у вас имеются свои джазовые пластинки, написанные музыкантами Узбекистана.Некоторые из них мы получили в подарок. Большое спасибо!
Мы знаем, что у вас было землетрясение, тем более нас восхитил новый Ташкент. Мы постоянно ощущали доброжелательность вашего народа и обязательно в Ванкувере будем говорить об этом.

С.Г. Чтобы Вы могли пожелать нашим музыкантам?
Ф.М.
Слушайте музыку и побольше играйте. Мы сами себе говорим, что надо играть музыку, которую хорошо знаешь и, в которой можешь сказать своё слово. Важно не поддаваться никакому влиянию и не стараться подражать кому бы то ни было. Мы надеемся ещё раз приехать к Вам!

*****
Октябрь. В Ташкенте состоялись гастроли московского ансамбля «Каданс» под управлением Г. Лукьянова.
При УзГосФилармонии открыт абонемент по истории джаза.
Участники: ансамбль С. Мордухаева. Лектор Л. Юсупов.

Декабрь. В концертном зале «Бахор» состоялись концерты пианиста Л. Чижика.

продолжение следует...


Афиша
Джаз-клуб в Узбекистане имени Сергея Гилева
Developed by: Khmelnoff Group & Brand.uz