[2017-12-17 05:15:00] Undefined(8192): mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in /opt/www/vhosts/startupfactory.uz/jazz.uz/includes/mysql.php on line 27
Панорама деятельности Ташкентского Республиканского джаз-клуба (1985-1987) / Джаз клуб Узбекистана, организация концертов, история джаза в Ташкенте, джейм сейшн, джазовые музыканты в Ташкенте

Приветствуем!

Всех кто интересуется джазовой жизнью Узбекистана и надеемся, что проект Jazz.uz станет для вас надежным путеводителем по джазовой сцене в нашей стране, событиям, группам и исполнителям. Услышать наших музыкантов Вы можете здесь. Узнать о концертах здесь.
 

Панорама деятельности Ташкентского Республиканского джаз-клуба (1985-1987)



1985-й год


Июнь, 11-12-е. «Дни джаза» в Ташкенте. Участники концертов: ансамбль из Новосибирска, пианист из Красноярска Я. Айзенберг, ансамбль «Сато» Л. Атабекова из Ферганы и коллективы Ташкента.

1986-й год

Февраль, 18-е. В ТТХИ им. Островского был проведён концерт-лекция. Участники: ансамбль под управлением Э. Каландарова, дуэт Э. Каландарова (ф-но) и С. Гилёв (к-бас).
Апрель, 18-е. Дом Знаний. Состоялась концертная программа, посвящённая творчеству Б. Гудмана. Участие принял дуэт Э. Каландарова. Был показан фильм «Гастроли оркестра Б. Гудмана в СССР». Программу вёл С. Гилёв.
Сентябрь. Дом Знаний. Открыт третий абонемент по истории джаза. Первая тема: «Творчество Дж. Гершвина». Участие принял дуэт Э. Каландарова. Лектор С. Гилёв.
Октябрь, 1-е. В КТМ «Ильхом» организована «Лаборатория Современной музыки» (ЛСМ), объединившая рок и джаз-рок ансамбли Ташкента. Возглавил ЛСМ её организатор Г. Каприелов.
Ноябрь. Дом Знаний, абонемент, тема: «Каунт Бейси и его оркестр». Участники: пианист И. Надеждин, дуэт Э. Каландарова, дуэт Юхана Беньяминова (ситар и таблы).
Декабрь. Дом Знаний, абонемент, тема: «Би-боп. Творчество Ч. Паркера, Д. Гиллеспи, Т. Монка и др.». Участники: дуэт Э. Каландарова, пианист И. Надеждин, ансамбль под управление Г. Бугданова.
Далее, по смехотворной причине, абонемент был прекращён администрацией Дома Знаний.

1987-й год

Февраль 1-4-е. В Ташкенте состоялись концерты дуэта Л. Саарсалу (с.а.) и Л. Винцкевич (ф-но). Вёл концерты А.Н. Баташёв. В эти же дни он организовал показ джазовых видеофильмов. Концерты дуэта проводились в студенческих аудиториях Музыкального училища, РОЭЦИ и в концертном зале «Бахор».

Март 6-10-е. В Андижане, в музыкальной школе состоялась творческая встреча представителей Театрального Общества Узбекистана с музыкальной общественностью города. Нельзя сказать, что Андижан испытывает интеллектуальный голод от недостатка музыкальной информации. Очень часто в Андижане бывают на гастролях коллективы с программами, рассчитанными на самые разные музыкальные вкусы. Но концерт, о котором идёт речь, стал знаменательным событием в культурной жизни Андижана. Дело в том, что на сей раз жители города встретились с лучшими представителями музыкального искусства Ташкента: ведущей солисткой ГАБТА им. Навои Ниной Александровной Семизвонкиной с концертмейстером того же театра Ларисой Викторовной Абдукаюмовой и джаз-дуэтом пианистом и композитором Э. Каландаровым и контрабасистом С. Гилёвым. Сказать о том, что концерт прошёл с большим успехом, значит, ничего не сказать… Уютный зал музыкальной школы, рассчитанный на 400 мест, заполнен до отказа.

Основной контингент слушателей состоял из студенческо-преподавательского состава двух музыкальных школ и музыкального училища.
Первое отделение концерта длилось свыше часа. Неоднократно Н.А. Семизвонкину, исполнявшую классический репертуар, публика овациями вызывала на сцену, буквально заваливая цветами.

В начале второго отделения Э. Каландаров рассказал о своём творчестве в области эстрадного искусства, а затем публике была предложена программа из произведений композиторов, чьи мелодии стали классикой джаза: Дж. Гершвина, Дж. Керна, К. Портера, Д. Эллингтона и др. Это отделение было воспринято с таким же успехом, как и предыдущее.

Концерт, длившийся более трёх часов мог продолжаться и далее, т.к. публика просила играть и играть, слушая музыку удовольствием, отказать было невозможно и только затруднение с транспортом заставили часть из них покинуть зал, но для тех, кто остался, концерт и собеседование по проблемам джаза были продолжены.

Возможно, подобная форма творческих встреч с артистами различных музыкальных жанров, в дальнейшем, будет больше практиковаться, ибо, по результатам проведённого концерта, она вполне приемлема и интересна, как для публики, так и для исполнителей и позволяет наиболее объёмно получить информацию о большом серьёзном искусстве, в данном случае о вокальной классике и джазе.

Апрель, 13-е. Концертный зал «Ильхом». Концерт, посвящённый памяти А. Трацевского.
После смены руководства джаз-клуба в 1982-ом году происходит заметный спад творческой активности джазовых музыкантов Ташкента, который был обусловлен двумя причинами, с именно: первая - трудности, особенно для молодых музыкантов, связанные с невозможностью постоянных занятий в помещении джаз-клуба; вторая - отъезд из Ташкента части ведущих джазовых исполнителей, а также безвременная кончина восьми лучших джазовых музыкантов Ташкента.

Казалось бы, что эти две объективные причины подорвут дальнейшее развитие джаза в Ташкенте, но вопреки всему этого не случилось! Свидетельство тому концерт, посвящённый памяти ташкентского джазового музыканта-барабанщика А. Трацевского. Этот концерт, в конечном итоге, явился смотром джазовых сил и подведением итогов за последние годы.

В концерте приняли участие девять коллективов, состоявших из уже известных исполнителей и начинающих свой путь в джазе молодых музыкантов.
Значительность и определённый настрой концерту придали ведущая солистка ГАБТА им. Навои Н. Семизвонкина с концертмейстером Л. Абдукаюмовой. В их высокопрофессиональном, эмоциональном исполнении ария Джоконды из одноимённой оперы Понкиелли и ария-молитва из оперы Пуччини «Флория Тоска» прозвучали как реквием по А. Трацевскому, который помимо джаза хорошо знал и любил классическую музыку.

Неожиданностью было участие в концерте биг-бэнда Госкомитета по радиовещанию и телевидению. Наконец-то, после девятилетнего «молчания»он снова дал о себе знать. Программа из трёх композиций, прозвучавшая мощно и очень профессионально, была подготовлена музыкантами самостоятельно, без дирижёра. Вызывает недоумение, почему так редко, фактически, всего три раза за 20 лет, любители джаза могли слышать этот оркестр? В чём причина? В руководстве оркестра или в самих музыкантах? И удивительно, почему так убого и не интересно звучит этот коллектив в музыкальных радио- и телепрограммах, чаще всего аккомпанируя песенкам-однодневкам, тогда как в этом оркестре заложены блестящие возможности настоящего джазового бэнда!

Среди дебютантов особенно интересным было выступление Зоси Трацевской. Никогда ранее не певшая джаз, она исполнила две композиции из репертуара Э. Фитцджеральд и Сары Воан с большой эмоциональностью, чувством и очень по-джазовому, посвятив своё выступление памяти мужа.
Убедительно и на хорошем профессиональном уровне были представлены музыкальные программы коллективов А. Якубова и С. Мордухаева, которые на сей раз, в отличии от предыдущих выступлений, состоявших, преимущественно, из собственных композиций в духе фри-джаза, исполнил произведения традиционной джазовой музыки.

Из молодых исполнителей наиболее впечатляющими были ансамбли «Лаборатория Современной музыки»под руководством Г. Каприелова и музыканты из Алмалыка, представившие в концерте джаз-рок. Характерной чертой обоих ансамблей является напор и сыгранность, но ЛСМ в своих композициях больше тяготеет к лирике, к тому же в этом ансамбле все музыканты умеют импровизировать. Неоднократно публика взрывалась аплодисментами в адрес Г. Каприелова и гитариста Б. Тахтахунова, превосходно владеющего манерой исполнения Джорджа Бенсона, а также клавишника А. Беньяминова.
Как всегда, очень тепло зрители встретили исполнителей более старшего поколения дуэт Э. Каландарова с программой традиционного джаза. Дуэт выступил ещё и в роли аккомпаниатора для вокалистки Е. Орловой. Концерт шёл четыре часа, и музыканты, отдавая дань памяти Алексею Трацевскому, как бы одной, пронзительной нотой спрашивали: «По кому звонит колокол?» Это джазовое подведение итогов показало, что в Ташкенте ещё не перевелись отличные исполнители, способные защищать честь своего клуба на любых джазовых форумах!

Май. 22-24-е. Джаз-дуэт Э. Каландарова и С. Гилёва с вокалисткой З. Трацевской приняли участие в концертных программах джазового фестиваля, посвящённого 20-тилетию Московской Студии искусства музыкальной импровизации в Москве.

Студийные фестивали давно зарекомендовали себя, как самые престижные в нашей стране. Дело в том, что в концертах, проводимых в рамках фестиваля, имеют право выступать, как профессиональные, так и самодеятельные джазовые ансамбли. И на этот раз для участия в юбилее откликнулись пятьдесят восемь коллективов из тридцати городов СССР. Многие джазовые коллективы страны получили поддержку и известность на этих фестивалях. Для многих музыкантов они стали экзаменом, проверкой своих творческих возможностей. Да и где ещё можно сегодня услышать такое количество самых разных коллективов из различных регионов нашей страны! Стало закономерным, что каждый студийный фестиваль бывал отмечен появлением новых звёзд в советском джазе. Так произошло и на сей раз. Пожалуй, самым популярным музыкантом, получившим наибольшую признательность публики и исполнителей, ставший сенсацией и приглашённый для участия во всех концертах фестиваля, что является большой редкостью, становится гитарист из Ферганы Энвер Измайлов. Его уникальная исполнительская манера, заставляющая звучать гитару, порой за четыре инструмента, без применения всевозможных технических усовершенствований, буквально поразила слушателей. Энвер приехал на фестиваль в составе биг-бэнда под руководством Ю. Жданова, представляющего г. Чкаловск Ленинабадской области Таджикистана. Сам он работает в ферганском ансамбле «Сато», закрепившим за собой статус наиболее перспективного ансамбля Узбекистана двумя пластинками, которые интересны тем, что композиции, записанные на них, созданы на основе крымско-татарского музыкального фольклора. Это не единственные записи такого рода в советской джазовой дискографии, подобные попытки были предприняты трубачом Ю. Парфёновым с Алма-атинским ансамблем «Бумеранг», но они наиболее значительны по своей сути и наиболее удачно показывают пример синтеза джаза с народным музыкальным фольклором крымских татар.

Сентябрь, 9-10-е. Эта дата навсегда войдёт в историю советского джаза. В эти дни состоялась I-я учредительная конференция, в процессе которой был разработан устав новой организации в СССР и названной, с одобрения всех участников, приехавших со всех регионов страны, «Всесоюзным Джазовым Объединением».

Что греха таить, в предыдущие десятилетия наш джаз находился в положении «Гадкого утёнка», то его категорически запрещали, привязывая к нему ярлыки типа «музыка толстых», то обвиняли в «буржуазном происхождении» без учёта исторических фактов, или, в лучшем случае, делали вид, что его у нас просто не существует.

И хотя в два последних десятилетия положение джаза заметно улучшилось: во многих городах страны открылись джаз-клубы, стали проводиться фестивали джазовой музыки, но, к сожалению, все эти мероприятия носили региональный характер. Из-за неимения своего печатного органа и единого центра по координации джазовой жизни в стране, постоянно происходят накладки и досадные недоразумения (часто джаз-фестивали проводятся в различных городах в одно и то же время). Музыканты и руководители клубов могли познакомиться с тем или иным событием, в основном, только встречаясь на джазовых фестивалях, т.к. в центральной периодической печати многое просто не освещается, особенно то, что происходит на периферии. К тому же, очень слабая учебная подготовка джазовых исполнителей, практически, полное отсутствие преподавательских кадров и эстрадно-джазовых отделений при студиях, музыкальных школах и училищах. Есть и многие другие причины, далеко не способствующие повсеместному развитию джаза. В результате, практически 90% молодёжи не только не знают, что такое

джаз, вообще, но и об узбекском джазе в частности. Отсутствие информации о джазе привело молодёжь к повальному увлечению всевозможными разновидностями «псевдо-рока»и прочей, в большинстве, бездуховной массовой поп-культурой.

Сегодня глобальные изменения происходят в нашей стране во всех областях жизни. И мы надеемся на другое, более внимательное отношение к джазовой аудитории, не зависимо от того, на каком уровне она находится, на профессиональном или на любительском.

Назревшие проблемы в области джаза давно поставили всех тех, кто любит это искусство или имеет непосредственное отношение к нему, перед необходимостью создания единой организации, координирующей его развитие на основе музыкальных традиций. Надеюсь, что эта организация будет создана и принесёт большую пользу.

Октябрь 22-28-е. сборный ансамбль музыкантов Узбекистана принял участие в концертах фестиваля джазовой музыки «Красноярск-87». В составе играли: Э. Каландаров (ф-но), С. Гилёв (к-бас), В. Соловьёв (п-но), И. Целоусов (сакс.), И. Мурадов (тр.), Т. Консиров (б-ан). Музыканты нашей республики пользовались большим успехом на фестивале и участвовали, практически, во всех концертах. Их выступления носили самый разнообразный характер по содержанию и по форме, а именно: концерты начинались с выступления дуэта, затем к нему присоединялся великолепный контрабасист из Риги Ивар Галениекс, а Сергей Гилёв садился за ударную установку. Кстати, трио не отказывалось помочь и многим другим музыкантам и солистам, приехавшим без ритм-группы. В завершении выступал квинтет. Наибольшую признательность красноярцев получили композиции ансамбля: «Реквием» Э. Каландарова и «Печальные вехи» С. Гилёва.

В этом же месяце пианист И. Надеждин, дуэт Э. Каландарова, «ЛСМ» Г. Каприелова и гитарист из Ферганы Э. Измайлов выступили в совместном концерте в Доме Знаний.

Ноябрь. В РСЦЭИ для студентов состоялся концерт, в котором приняли участие дуэт Э. Каландарова, трио И. Надеждина с контрабасистом С. Гилёвым, барабанщиком В. Бадыровым и гитаристом Ю. Беньяминовым.

Э. Каландаров и С. Гилёв участвуют в семинаре для музыкальных работников санаторно-курортных зон СССР. В программе семинара были проведены лекции по истории джаза, концерты дуэта и показ кинофильмов о джазе.

Декабрь. Джазовый пианист и музыкальный руководитель ВИА «Содо» - Э. Мендельсон, а также С. Гилёв участвуют в семинаре для музыкальных руководителей эстрадных ансамблей Ташкента.

продолжение следует...

Афиша
Джаз-клуб в Узбекистане имени Сергея Гилева
Developed by: Khmelnoff Group & Brand.uz