[2017-12-17 05:19:10] Undefined(8192): mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in /opt/www/vhosts/startupfactory.uz/jazz.uz/includes/mysql.php on line 27
Памяти друга / Джаз клуб Узбекистана, организация концертов, история джаза в Ташкенте, джейм сейшн, джазовые музыканты в Ташкенте

Приветствуем!

Всех кто интересуется джазовой жизнью Узбекистана и надеемся, что проект Jazz.uz станет для вас надежным путеводителем по джазовой сцене в нашей стране, событиям, группам и исполнителям. Услышать наших музыкантов Вы можете здесь. Узнать о концертах здесь.
 

Памяти друга

Ушел из жизни Евгений Аренберг. Он был талантливым инженером, по его проектам выстроено немало сооружений в Ташкенте. А его любовью был джаз, который он играл блестяще, владел несколькими музыкальными инструментами. Он был душевным человеком, обладал широким кругозором, любил жизнь во всех её проявлениях. Память о Евгение Аренберге сохранят в памяти все, кто его знал и любил.

Несколько дет тому назад Женя рассказал о своём увлечении журналисту Станиславу Алтунянцу. Публикуем этот материал.

Евгений Аренберг

ДЖАЗ – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ… ГИПЕРТОНИИ


Он с особым волнением ожидает третье воскресенье каждого месяца. В этот день в Центре современного искусства Академии художеств Узбекистана, расположенном в самом сердце столицы проходят джаз-парти. По-моему, Аренберг за семь лет, как Ташкентский джаз-клуб имени Сергея Гилева стал их проводить, не пропустил ни одной информационно-музыкальной программы. Чаще Евгений Григорьевич участвует в них со своим квартетом, а иногда выступает как солист.

Всегда интересно наблюдать, как джазмен готовиться сесть за клавишные или рояль. Он сосредоточен. До выступления стремится к минимуму общения с друзьями и поклонниками джаза. Кажется, что музыкант еще дома начал готовиться к выступлению, а теперь и вовсе витает, что называется в эмпиреях. Высокий, не потерявший еще седую теперь шевелюру, Аренберг, словно охотник выжидает момент, когда можно будет ударить по клавишам. И он всегда метко «выстреливает», завораживая слушателей с первых нот. Музыка словно льется из него самого, из самых глубин души и сердца…

…Любовь к джазовой музыке Евгений Григорьевич пронес через всю жизнь. Правление Ташкентского джаз-клуба, чествуя Аренберга в день его семидесятилетия, наградил почетной грамотой, лаконично подтвердив эту истину. Так и записано: «Ветерану джаза за многолетнюю популяризацию джаза в Узбекистане». Ташкент - родной город инженера и музыканта. Кстати, в его семье никогда не было ни тех, ни других. Отец и брат – известные в столице юристы, мама - филолог.

Первый инструмент – гитара (1964 год).

Как же произошло «обручение» юного Жени с джазом? А собственно так, как и у большинства его сверстников, родившихся в несуществующей теперь стране под названием СССР. Хотя у Аренбергов и был отличный инструмент, за пианино родители усаживали за него сына с трудом дважды в неделю, когда их навещала специально нанятый музыкант-педагог. Но однажды, после окончания войны с гитлеровской Германией, семье вернули редкий по тем временам радиоприемник «6Н1», работавший на коротких волнах. Женя, узнав, что некоторые молодые люди по ночам ловят передачи зарубежных, и, естественно, запрещенных «капиталистических» радиостанций, сам решил послушать их передачи. Дважды в неделю радиостанции «Голос Америки» и «Цейлон» транслировали джазовые программы. И на одну из них и выпало, как ныне модно говорить, судьбоносное для юного Евгения знакомство с джазом.



1968 год.

Виктор Пивоваров (контрабас), Хафиз Мирзаев (ударные), Надежда Бабух (вокал), Евгений Аренберг (саксофон), Улугбек Салихов (фортепиано).

- На самом деле, вероятно, произошло настоящее чудо,- вспоминает Евгений Григорьевич, - я услышал популярную в те годы «Мону Лису» в неповторимом исполнении Нат Кинг Кола и джаз навсегда поселился в моем сердце!

И дальше все шло обычной чередой, как и у всех советских людей, возлюбивших джаз. Парень искал и находил пластинки с записями биг-бэндов Кнушевицкого и Варламова. Благодаря тому, что отец приобретал самые современные марки магнитофонов, у сына появилась возможность перезаписывать «пиратские» бобины с музыкой Эллингтона, Армстронга, Миллера. Евгений слушал и учился, слушал и учился исполнять джаз, ибо иного музыкального образования он не имел. Правда, уже получив диплом инженера-гидротехника, он поступил в музыкальное училище, но вскоре оставил: как совершенствовать свои познания саксофониста и пианиста-импровизатора училище ему не давало…




1969 год.

Беня Курбанов (саксофон), Алик Хайдер (труба), Евгений Аренберг (аккордеон), Эдуард Горожанин (ударные), Тахир Садыков (контрабас).

Не только желание, но и умение слушать родителей, помогло Евгению приобрести «для нормальной жизни» инженерную профессию. Умение слушать преподавателей в вузе – стать высококлассным специалистом, а ныне и авторитетным руководителем научно-производственного предприятия, занятого разработкой градостроительной документации. Умение слушать сердцем друзей-товарищей подарило ему возможность иметь в т рудную минуту их искреннюю поддержку и понимание. И, наконец, умение слушать и слышать оригинальную манеру такие признанных джазовых исполнителей, как, например, Хэнк Джонс, Каунт Бейси, Джерри Маллиген, Оскар Питерсон, позволили стать талантливым исполнителем.



1973 год.

Юрий Петровец (саксофон), Юрий Волков (бас-гитара), Виталий Мельников (ударные), Михаил Ильясов (соло-гитара), Евгений Аренберг (клавишный инструмент).

В шестидесятые и начале семидесятых годов прошлого века, на которые пришлись учеба в институте и первые годы работы Евгения, в Узбекистане джаз и эстрада окончательно расходятся и их дальнейшее развитие происходят независимо друг от друга. В это время появляются джазовые ансамбли в учебных заведениях и клубах. Уже первокурсником Аренберг играет в джазовом квартете на гитаре. Когда мама, зная о тайной мечте сына, дарит ему саксофон, Евгений вместе с тромбонистом Г.Москаленко, трубачом В.Александровым, гитаристом Ю.Волковым, контрабасистом А.Пахотиным и барабанщиками В.Мельниковым и В.Пивоваровым играет в диксиленде, созданным Ю.Лозовичем при клубе Ташкентской кенафной фабрики. Диксиленд быстро приобрел известность у поклонников джазового искусства.

Вехой в джазовой биографии Аренберга стало участие в бэнде «Модуль» под руководством Э.Каландарова. Известный в те годы музыкальный критик Савранский так характеризовал этот коллектив: «Нужно сказать, что в рамках самодеятельного искусства «Модуль» - это явление, безусловно, выдающееся, в чем-то он поднимается до высот профессионализма». Высокую оценку получил бэнд и от взыскательного и авторитетного жюри крупного джазового фестиваля «Фергана-77».




Фергана, 1977 год.

Сергей Гилев (ударные), Владимир Терегулов (саксофон), Эрик Зайниев (бас-гитара), Евгений Аренберг (клавишный инструмент).

- Евгений Григорьевич, что, по вашему мнению, способствовало утверждению джаза в стране, где это направление музыки, по сути, было запрещено?

-Джаз на пространстве бывшего Союза, а значит и в Узбекистане тогда создавали и продвигали фанатики, люди одержимые, которых трудности не останавливали. Помню, когда играл по вечерам в ресторане «Шодлик», городские власти получили анонимку, в которой сообщалось, что три инженера занимают места дипломированных музыкантов…



«Шодлик», 1980 год.

Юрий Цыбин (гитара), Евгений Аренберг (клавишный инструмент), Юрий Волков (бас-гитара), Иван Димов (ударные), Бохадыр Расулов (вокал), Владимир Терегулов (саксофон), Юрий Петровец (саксофон), Александр Хабирханов (труба).

-Ваше отношение к джазу со временем менялось?

-Безусловно! Начинал я как гитарист, затем играл на саксофоне, пытаясь подражать Полу Дезмонду. Пересев за клавишные, одно время увлекся так называемым авангардом, но когда в Ташкенте прошли гастроли биг-бэнда Бенни Гудмена, все встало на свои места и до нынешних времен я с радостью и огромным удовольствием играю традиционный джаз, в том числе Дюка Эллинггтона и Ричарда Роджерса.

2006 год.

Ташкентский джаз-клуб. Александр Бризжунов (бас-гитара), Евгений Аренберг (фортепиано).

- Итак, что на самом деле значит для Вас джаз?

- Джаз – это мое лекарство. Рекомендую всем гипертоникам приобщиться к джазовой музыке. Когда давление начинает зашкаливать, моя супруга Неля Тимофеевна тотчас выключает телевизор и…включает Джерри Маллигена! Если говорить серьезно, то джаз - это неотъемлемая часть моей жизни. Мне часто заявляют, что я счастливый человек, потому что всегда жил и живу с джазом в сердце и душе. А я этого и не отрицаю…


Станислав АЛТУНЯНЦ.
Член правления
Ташкентского джаз-клуба им. С.Гилева.

Афиша
Джаз-клуб в Узбекистане имени Сергея Гилева
Developed by: Khmelnoff Group & Brand.uz